ГЛАВНАЯ

Продукция

Реквизиты

Общество

Доклады

Вакансии

Контакты

Партнёры

 

 

 

 

 

 

Cистема контроля сохранности комплектации грузовых вагонов сборочными единицами ходовых частей

CyberVan

На железных дорогах пространства 1520 мм существует проблема несанкционированной замены годных литых деталей грузовых вагонов изношенными, контрафактными или ранее забракованными.

Решение проблемы ведётся:

·      собственниками и арендаторами грузовых вагонов через институт страхования,

·      организациями, эксплуатирующими инфраструктуру железнодорожного транспорта через создание различных информационных систем контроля комплектации грузовых вагонов,

·      предприятиями – изготовителями грузовых вагонов через нанесение защитной маркировки  на детали вагонов и создание электронных паспортов сборочных единиц.

Все три направления деятельности по предотвращению несанкционированной замены литых деталей грузовых вагонов не позволяют:

  • контролировать фактическую комплектность грузовых вагонов,

  • формировать доказательную базу факта подмены,

  • определять места (депо) проведения работ по подмене деталей,

  • соблюдать требования обеспечения сохранности и возможности инвентаризации имущественных активов хозяйствующих обществ, предъявляемые законодательством РФ, собственниками хозяйствующих обществ и акционерами.

   На транспорте согласно [9-11 и др.] единственным инструментом обеспечения сохранности материальных ценностей являются запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ). Все применяемые на железнодорожном транспорте ЗПУ – механические и для решения поставленной задачи не подходят.

В 2014 г. вступили в законную силу стандарты серии ГОСТ Р и ГОСТ на электронные пломбировочные устройства [1-6]. Совместно со стандартом серии ISO17712:2013 [8], являющимся базовым для страховых и перестраховочных компаний, стандарты на электронные пломбировочные устройства сформировали единую информационно-техническую среду, обеспечившую возможность создания нового вида продукции – электронных ЗПУ. Электронные ЗПУ одновременно отвечают требования железнодорожного применения [7], а так же рекомендациям перестраховочных компаний.

Электронные ЗПУ содержат в своём составе: микросхему асимметричного шифрования (электронная цифровая подпись), цифровой термометр, трёхосевой цифровой акселерометр, микропроцессор; операционную систему реального времени, нестираемую флэш-память, средства навигации и связи (ГЛОНАСС/GPS, GSM, ZigBee (IEE802.15.4), RFID на частотах 0.125, 13.56 и 433МГц). Контроль целостности каната ЗПУ осуществляется тремя независимыми способами: оптическим, электрическим и электронным. Электронные ЗПУ выпускаются во взрывозащищённом исполнении для допуска в зону погрузки и выгрузки взрывоопасных веществ по пыли и газу, их корпус выполнен из композитных материалов с полной герметизацией. Все электронные ЗПУ сертифицируются на криминальную стойкость по требованиям, предъявляемым как к пломбировочным устройствам, так и к сейфовым замкам. Все средства измерений электронных ЗПУ вносятся в Государственный реестр, что в совокупности с электронно-цифровой подписью приравнивает их показания к показаниям человека, тем самым заменяя его. Время автономной работы электронных ЗПУ варьируется от 2 месяцев (минимальное время работы по [1-5]) до 12 лет (определяется гарантированным сроком эксплуатации микросхем М2М применения – аналогов Sim карт). Электронные ЗПУ могут коммутироваться по встроенным радиоканалам с устройствами, обеспечивающими связь по спутниковым каналам систем типа Гонец. Стоимость эксплуатации электронных ЗПУ значительно ниже их механических аналогов.

Функциональная схема применения электронных ЗПУ на грузовых вагонах для обеспечения контроля сохранности комплектации грузовых вагонов сборочными единицами ходовых частей представлена на рис. 1.

Рис.1. Электронные ЗПУ на грузовом вагоне.

 

Рис. 2. ГЛОНАСС, GPS, GSM, ZigBee, RFID устройство контроля экипажной части грузового вагона.

 

Рис. 3. Электронное ЗПУ CyberCAT, устанавливается на боковую раму и надрессорную балку грузовой тележки вагона.

 

 

 

 

Рис. 4. Электронное ЗПУ на буксовом узле колёсной пары.

 

Электронные ЗПУ могут быть интегрированы в любую информационную среду и в них могут быть записаны электронные паспорта деталей вагонов. Кроме того, они могут выявить на ранних стадиях появление ползуна и дефекты в подшипниках.

Применение электронных ЗПУ на литых деталях грузовых вагонов может существенно снизить тарифы страхования, сократить объёмы их несанкционированной замены, снизить безвозвратные потери арендаторов и собственников, повысить уровень безопасности перевозок на железнодорожном транспорте, решить вопросы инвентаризации имущественных активов хозяйствующих обществ-владельцев подвижного состава.

Если обычные электронные ЗПУ (рис. 3) на железных дорогах, после их сертификации, могут беспрепятственно применяться на запорных узлах и механизмах всех видов контейнеров и грузовых вагонов, то применение специализированных электронных ЗПУ (рис.1, 4) на экипажной части вагонов и литых деталях грузовых вагонов никак не регламентировано.

По действующим положениям каждый арендатор или собственник грузового вагона для реализации на своём подвижном составе системя контроля сохранности комплектации грузовых вагонов сборочными единицами ходовых частей должен получать индивидуальное разрешение на применение электронных ЗПУ с проведением дорогостоящих испытаний. Такая ситуация при внедрении электронных ЗПУ на детали вагонов может привести к переносу всей тяжести проблемы на плечи субарендаторов и мелких собственников грузовых вагонов, существенно затормозив решение сформулированной в статье проблемы.

Проблема хищения годных деталей и установки вместо них негодных носит не только частный характер собственников и арендаторов грузовых вагонов, позволяя снизить собственные издержки, но и общественный характер, через снижение брака в работе железнодорожного комплекса страны в целом. Предлагаем провести работы в рамках некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожной техники» по выработке единых требований к способам установки электронных ЗПУ на литые детали грузовых вагонов. После чего, провести все необходимые испытания и по их результатам утвердить в Министерстве транспорта РФ разработанные требования.

1.                       ГОСТ Р 55557.1-2013 Контейнеры грузовые. Пломбы электронные. Часть 1. Протокол связи.

2.                       ГОСТ Р 55557.2-2013 Контейнеры грузовые. Пломбы электронные. Часть 2. Требования по применению.

3.                       ГОСТ Р 55557.3-2013 Контейнеры грузовые. Пломбы электронные. Часть 3. Характеристика окружающей среды.

4.                       ГОСТ Р 55557.4-2013 Контейнеры грузовые. Пломбы электронные. Часть 4. Защита данных.

5.                       ГОСТ Р 55557.5-2013 Контейнеры грузовые. Пломбы электронные. Часть 5. Физический уровень.

6.                       ГОСТ 31315-2013 Устройства пломбировочные электронные. Общие технические требования.

7.                       Общие требования к запорно-пломбировочным устройствам механическим, применяемым для пломбирования грузовых вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте Российской Федерации (МПС РФ 2003 г).

8.                       ISO 17712:2013 «Контейнеры грузовые. Пломбы механические».

9.                       Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 года N 18-ФЗ.

10.                    Приказ ФТС России от 1 июня 2011 г. N 1157 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом».

11.                    Кодекс РФ об административных правонарушениях.